Лента транспортерная резинотканевая
Транспортёрная лента предназначена для комплектации систем непрерывной подачи сыпучих, кусковых и штучных грузов во всех отраслях промышленности.
Она выполняет функции движущего и грузонесущего органа конвейерных линий. С учётом исполнения, условий и соблюдения правил эксплуатации нормативный срок службы изделий в непрерывном режиме работы составляет 10–79 месяцев. На практике он обычно короче, особенно в горнорудной промышленности и при использовании транспортёров в агрессивной среде.
Лента транспортёрная ГОСТ 20-85
За исключением меньшей части сортамента резиновая транспортёрная лента производится по ГОСТ 20-85. Этот документ регламентирует следующие характеристики продукции:
- классификацию лент по типам и подтипам, что определяет сферу их применения, ГОСТ предусматривает 4 типа и 24 подтипа изделий;
- используемую в производстве резину для транспортёрной ленты – всего 10 классов материала;
- размеры изделий – длину и ширину;
- толщину рабочих и нерабочих накладок;
- требования к качеству поверхностей;
- прочность и виды тканевого каркаса;
- разрешённую рабочую нагрузку и другие технические параметры.
Ответ на вопрос, как выглядит транспортёрная лента, зависит от того, какое значение вы вкладываете в него.
По внешнему виду это длинный лист плотной резины с ровной или рифлёной (гофрированной) поверхностью, гладкими или нарезными бортами.
Если речь идёт о внутренней структуре изделия, необходимо рассмотреть его поперечный разрез. Если за точку отсчёта взять нижнюю (нерабочую) поверхность, то лента состоит из нескольких слоёв материалов в такой последовательности:
- резиновое покрытие нерабочей стороны;
- резинотканевый каркас с числом тяговых элементов от одного до шести;
- в лентах первого типа (Тип 1) верх основы дополнительно закрыт защитной или брекерной накладкой с резиновой прослойкой;
- резиновое покрытие рабочей стороны.
Устройство каркаса и класс резины являются главными показателями для классификации изделий. Они же определяют их основные технические параметры.
Виды транспортёрных лент
Согласно ГОСТ 20-85, подтипы и типы транспортёрной ленты обозначаются числами от одного до четырёх (Тип 1, Тип 2 и т. д.) и наборами цифровых или буквенно-цифровых символов (Подтип 1.1, 1.1М, 2ШМ и другие, всего 16 комбинаций). Помимо этого, имеет место другая классификация изделий – с точки зрения их назначения и конструктивных особенностей. В неё включают такие группы продукции, как:
- Лента транспортёрная резинотканевая. Сюда относят изделия общего применения по ГОСТ 20-85, которые представлены во всех четырёх типах. Это самая обширная группа транспортёрных лент, к которым не предъявляются особые требования (например, морозостойкость, стойкость к нагреву, нефтепродуктам и т. д.).
- Шевронная транспортёрная лента. Эти изделия также производят по ГОСТ 20-85 и в том же сортаменте. Их отличает наличие на резиновой обкладке так называемых шевронов. Это резиновые профили высотой 15, 25 или 32 мм, приваренные на рабочую сторону ленты. Их форма не регламентируется, но на практике популярнее других шевроны Y-, U- и V-образными профилями. Они позволяют конвейерам работать с грузами под углами подъёма от 20–25° до 35–40°. Для гладких транспортёрных лент значения этого показателя составляют 0–18°.
- Лента транспортёрная пищевая. Она является частью сортамента продукции по ГОСТ 20-85. В эту группу входят изделия подтипов 2ПЛ, 3П и 4П. Их изготавливают из пищевой резины класса П.
- Маслостойкая транспортёрная лента. Это отдельный вид продукции, который производят по ТУ 2561 006 48991997 2012. Он включает четыре типа изделий: 1.2МС, 2МС, 3МС и 4МС. Их используют для перемещения грузов с повышенным содержанием нефтепродуктов, смол и прочих агрессивных веществ. Примером таких грузов является асфальтобитумная смесь.
- Лента транспортёрная армированная. Основа ленты – это и есть её армирование. Она может быть резинотканевой (по ГОСТ 20-85) и резинотросовой (по ГОСТ Р 56904-2016). Во втором случае сортамент продукции включает два типа и 14 подтипов транспортёрной ленты, используемой на предприятиях горнорудной промышленности. Эту группу изделий отличает более высокая стойкость к нагрузкам в сравнении с резинотканевыми лентами аналогичного назначения.
Лента транспортёрная: размеры и характеристики
Классификация транспортёрных лент по типам и подтипам определяет сферу их применения, а также основные технические характеристики. Так, ширина транспортёрной ленты на резинотканевом каркасе зависит от типа изделий и имеет такие значения:
- Тип 1 – 800 – 2 000 мм (с шагом 200 мм) и 2 500 мм;
- Тип 2 – 300–500 мм (с шагом 100 мм), 650 мм, 800 – 2 000 мм (с шагом 200 мм) и 2 500 мм;
- Тип 3 – 100–500 мм (с шагом 100 мм), 650 мм, 800 – 2 000 мм (с шагом 200 мм);
- Тип 4 – 100–500 мм (с шагом 100 мм), 650 мм, 800 – 1 400 мм.
Соответственно, подтипы лент, маркировка которых начинается с цифр 1, 2, 3 или 4, имеют те же значения ширины. Изделия на резинотросовом каркасе обладают шириной 800 – 2 000 мм (с шагом 200 мм) и 2 250 мм. Ширина маслостойких лент составляет 800 – 2 000 мм с шагом 200 мм.
Общая толщина транспортёрной ленты регламентирована только для изделий по ГОСТ Р 56904-2016. Это связано с конструктивными особенностями резинотросового каркаса, толщина которого зависит от величины допустимой несущей нагрузки на ленту. Она меняется в диапазоне от 18,2 до 30,5 мм (всего шесть вариантов толщины).
Посмотреть ассортимент и цены на транспортёрную лентуОбщая толщина транспортёрной ленты по ГОСТ 20-85 и ТУ 2561 006 48991997 2012 не регламентируется. Она является расчётной величиной и определяется путём сложения установленных для данного типа или подтипа лент толщин покрытий рабочей и нерабочей стороны, а также расчётной толщины каркаса.
Расчётные размеры для основы указаны в приложении № 2 к ГОСТ 20-85. Их величина зависит от количества и номинальной нагрузки тяговых элементов, а также типа ткани. Для изделий Типа 1 к расчёту добавляют толщину брекерной или защитной прокладки.
Длина лент определяется по согласованию с заказчиком. Для продукции на резинотканевой основе она не может быть меньше следующих значений:
- Тип 1 – 220 м для подтипа 1.1 и 80 м для подтипа 1.2;
- Тип 2 и 3 – 80 м;
- Тип 4 – 30 м.
Для маслостойких изделий всех типов минимальная длина – 94 м. Для резинотросовых лент таких ограничений нет.
Вес транспортёрной ленты на 1 м2 изделия является справочной величиной, которая используется для расчёта массы свёрнутого в рулон материала при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Расчётные значения веса в зависимости от особенностей тягового каркаса приведены в приложении № 9 к ГОСТ 20-85.
Маркировка транспортёрной ленты
Маркировка любых изделий выполняется с целью их идентификации и указания основных технических характеристик. Обозначение транспортёрной ленты включает следующую информацию в такой очерёдности:
- тип или подтип изделия;
- ширина;
- число тяговых прокладок основы;
- марка ткани;
- толщина резинового покрытия на рабочей и нерабочей поверхности;
- класс материала обкладок.
Все единицы технической информации в маркировке разделены дефисом. Помимо этого, в маркировке второй строкой указывают наименование завода-изготовителя и год выпуска изделия.
На полотно лент Типа 1 и 2, а также Типа 3 шириной более 500 мм наносится рельефная маркировка, которая дублируется отгрузочным ярлыком. Для маркировки других изделий используется только ярлык. Ленты подтипа 1.1 поставляются на бобинах. Все остальные – в рулонах. Максимальная масса грузового места не должна превышать одной тонны.
В обозначение транспортёрной ленты после последнего пункта в списке также может быть включена информация о виде борта – РБ или НБ, а также ссылка на нормативный документ, по которому она изготовлена. Похожий порядок маркировки установлен и для резинотросовых лент с поправкой на их конструктивные особенности.
Соединение транспортёрной ленты
Стыковка транспортёрных лент всегда осуществляется по месту установки. Способы их соединения оговорены в соответствующих ГОСТах. Изделия на резинотканевом каркасе можно соединять несколькими способами, в числе которых:
- Горячая вулканизация. Самый надёжный вариант, который обеспечивает прочность стыка на уровне 95 % от прочности самой ленты. Недостатком этого способа является необходимость использования специального оборудования.
- Холодная вулканизация, или склейка транспортёрной ленты. Этот метод проще, но не даёт такой прочности соединения. Кроме того, процесс занимает много времени и может быть выполнен только при плюсовой температуре. Для выдержки склейки в зависимости от материалов и характеристик ленты может потребоваться от двух часов до суток.
- Механическое соединение. Выполняется при помощи специальных замков. Самый простой способ, но по прочности стыка он уступает горячей и холодной вулканизации. Поэтому механическое соединение ленты рекомендовано в качестве временной меры.
Ответ на вопрос, как соединить транспортёрную ленту, даёт инструкция производителя. Она, а также наборы материалов для горячей или холодной вулканизации (на усмотрение покупателя) входят в комплект поставки изделий.
Чем разрезать транспортёрную ленту
Для резки транспортёрной ленты следует использовать специальный электроинструмент, например резаки Flexco, но за неимением такового можно обойтись и болгаркой. Для разделки торцевых концов вам потребуются регулируемый строительный нож, крючок для расслоения ленты, инструменты для зачистки соединяемых поверхностей.
Если у Вас остались вопросы о транспортёрной ленте от ТД Юнивест, Вы можете задать их нашим менеджерам, позвонив по бесплатному телефону 8-800-250-4337 или заказать обратный звонок в форме обратной связи.
Посмотреть ассортимент и цены на транспортёрную ленту